ГКОУ УР "Каракулинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Каракулино
  • Независимая оценка качества подготовки обучающихся

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

    1. Общие положения

    1.1 Данное положение регулирует правила проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта. 

    1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Министерства образования и науки РФ от 14.03.2001г. № 29\1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) ОУ VIII вида» и Уставом школы.

    2. Организация итоговой аттестации

    2.1. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся 9 класса завершается государственной итоговой аттестацией (экзаменом) по одному из профилей профессионально-трудового обучения.

    2.2. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объёме усвоившие адаптированную основную общеобразовательную программу в соответствии с учебным планом, имеющие положительные годовые оценки и прошедшие полный курс обучения по выбранному профилю. В тех случаях, когда обучающийся по каким - либо причинам не прошел всего курса, вопрос о допуске решается педагогическим советом. В случае болезни выпускника в период сдачи экзамена, для него устанавливается иной аттестационный период в соответствии с порядком, предусмотренным Министерством образования РФ.

    2.3. На экзамене по трудовому обучению проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программы по изучаемому профилю, умение применять полученные знания в практической деятельности.

    2.4. Экзамен по профессионально - трудовому обучению проводит комиссия в составе председателя (руководитель образовательного учреждения), заместителя председателя (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), членов комиссии (учитель трудового обучения экзаменуемой группы, учителя трудового обучения,  учителя общеобразовательных дисциплин учреждения). Состав экзаменационной комиссии и дата проведения экзамена утверждаются приказом по учреждению.

    2.5. Экзамен по трудовому обучению состоит из двух этапов: практической работы и устного экзаменационного ответа (теоретической части) по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.

    2.6. При разработке экзаменационных материалов итоговой аттестации осуществляется индивидуальный подход к каждой категории обучающихся. Осуществить индивидуализацию позволяет выбор формы проведения итоговой аттестации.                                                                  

    2.7. Формами проведения государственной итоговой аттестации (на выбор) являются:

    - представление  и защита творческого проекта и устные ответы по билетам;

    - практическая экзаменационная работа и устные ответы по билетам;

    - собеседование или тестовые задания на основе изученного теоретического материала.

    2.8. Экзаменационный билет по трудовому обучению состоит из двух теоретических вопросов, которые направлены на выявление знаний по материаловедению, специальной технологии, ОТ и ТБ и знаний трудового законодательства, а также из практической части экзаменационной работы.

    2.9. Практическая экзаменационная работа включает: выполнение практического задания или защиту творческого проекта. Практическая экзаменационная работа проводится отдельно от устного экзамена и представляет собой самостоятельное выполнение выпускником законченного изделия или сложного узла с демонстрацией освоенных технологических операций  или защитой проекта.

    2.10. Учитывая особенности психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями и важность оценки подготовленности обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности, экзамен по трудовому обучению может проводиться не только по теоретическому и практическому  материалу, но в форме собеседования или тестирования с каждым обучающимся по изученному теоретическому материалу. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков обучающихся, их дальнейшие планы, но и определить уровень развития коммуникативных навыков. Экзамен по трудовому обучению в форме собеседования проводится на основе изученного теоретического материала. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, станков, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы. Тестовые задания содержат текстовый материал и разрабатываются на основе картин, пиктограмм, другой наглядности.

    2.11. Экзамен по трудовому обучению может проводиться в форме представления творческого проекта. Тема творческого проекта определяется в период подготовки к экзамену совместно с учителем трудового обучения. Творческий проект включает в себя краткое описание изделия и материалов, исторические данные о происхождении и использовании, технологию изготовления, перечень инструментов и приспособлений, используемых для изготовления, экономический расчет стоимости изделия, применение в жизни. В тексте проекта могут содержаться рисунки, чертежи, графики, другой иллюстративный материал, необходимый для раскрытия темы. Процедура защиты творческого проекта представляет собой выступление обучающегося (до 30 минут), ответы на вопросы членов аттестационной комиссии.

    2.12. Для обучающихся, на основании медицинских показаний, по состоянию здоровья организовывается проведение итоговой аттестации в обстановке, исключающей влияние негативных факторов для того, чтобы этот процесс не сказался отрицательно на психо-физическом здоровье обучающихся.

    2.13. Для обучающихся, имеющих выраженные речевые нарушения, РАС и неспособных дать устный ответ на экзамене по трудовому обучению, экзаменационные материалы содержат специальные приложения: технологические карты, разрезные пооперационные карты с текстом и графическим изображением процесса выполнения операции; речевые карты с ключевыми словами, помогающими построить связный ответ; схемы; таблицы. Для данной категории детей могут разрабатываться тестовые задания, разработанные на основе наглядности. Темы тестовых заданий предъявляются и разбираются с обучающимися заранее.

    2.14. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью и сложным дефектом могут представить коллективный творческий проект всей трудовой бригадой, либо всем классом.

    3. Подготовка к проведению экзамена

    3.1. Экзаменуемые выполняют практические контрольные работы (за четверть и учебный год) согласно программным требованиям по данному профилю трудового обучения. Работы хранятся у педагога и предъявляются членам комиссии на экзаменах.

    3.2.  Подготовка к экзаменам осуществляется в ходе занятий и консультаций по трудовому обучению. Учителя трудового обучения составляют экзаменационные билеты, знакомят экзаменуемых с содержанием билетов и помогают им составить конспекты ответов. При составлении конспектов необходимо использовать имеющиеся пособия, учебники.

    3.3. Учителем трудового обучения должны быть подготовлены материалы, инструменты, детали, заготовки, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы.

    3.4. За месяц до основного экзамена проводится пробный экзамен.

    4. Порядок проведения экзамена

    4.1. Экзамен начинается в 9 часов утра. Практическая и теоретическая части экзамена проводятся в один день. Очередность частей экзамена устанавливается решением педагогического совета с учетом особенностей обучающихся.

    4.2. На подготовку и опрос каждого экзаменуемого по теоретической части экзамена   отводится не менее 60 минут. Между теоретическим устным экзаменом и практической экзаменационной работой  (защита проектов) рекомендуется устанавливать 30 минутный перерыв.

    4.3. На выполнение практической экзаменационной работы, отводится 120 минут (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв). На защиту проекта отводится – до 30 минут.

    4.4. Задания, включаемые в практическую экзаменационную работу, должны соответствовать программным требованиям.                                             

    4.5. Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый сдает готовое изделие или сложный узел с демонстрацией освоенных технологических операций. Для выполнения  (защиты проекта)  каждый экзаменуемый сдает проект с чертежом, рисунком, фотографией объекта, с образцом и техническими требованиями к изделию.

    4.6. Заготовки для выполнения данного изделия, инструменты и все приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы экзаменуемый выбирает совместно с учителем.

    4.7. Члены комиссии оценивают защиту проекта или анализируют процесс выполнения экзаменуемым изделия в ходе практической экзаменационной работы и оценивают качество изделия.

    4.8. Результаты экзамена оформляются протоколом по профилям. Протокол оценки учебно - трудовой деятельности за период обучения (экзамена) хранится в учреждении не менее 5 лет. По решению экзаменационной комиссии изделия, выполненные и изготовленные в ходе экзамена, могут быть переданы в личное пользование выпускников или остаются в ОУ.

    5. Оценка результатов экзаменов

    5.1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок, занесенных в протокол за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ.

    5.2. Итоговая оценка"5" выставляется, если на "5" выполнена практическая экзаменационная работа, на "5" или "4" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках за учебные четверти выпускного класса нет "3".

    5.3. Итоговая оценка "4"  выставляется, если на "4" выполнена практическая экзаменационная работа, на "5" или "4" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол, нет "3".

    5.4. Итоговая оценка "4" выставляется, если на "5" выполнена практическая экзаменационная работа, на "3" оценен устный ответ или по итогам учебных четвертей в выпускном классе было не более двух "3".

    5.5. Итоговая оценка "3" выставляется, если на "3" выполнена практическая экзаменационная работа, на "4" или "3" оценен устный экзаменационный ответ и в оценках, занесенных в протокол,       нет "2".

    5.6. Итоговая оценка "3" выставляется, если на "4" выполнена практическая экзаменационная работа, на "3" оценен устный ответ и по итогам учебных четвертей в выпускном классе было более двух "3".

    6. Порядок выдачи документов государственного образца об окончании школы 

    6.1.Выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования, выдается свидетельство об обучении. 

     6.2.Выпукникам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования и (или) отчисленным из Учреждения, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Учреждением.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie