Формирование функциональной грамотности является актуальной задачей, стоящей перед современной школой.
Умение работать с информацией, выявлять в учебном материале детали, существенные для понимания смысла, умение читать таблицы, схемы, карты, извлекая из них полезную и нужную информацию, способность составлять алгоритмы решения поставленной задачи – все это входит в понятие профессионально успешной личности.
Важно, чтобы знания, полученные в образовательной организации, выпускник мог применить для решения личностных, социальных и профессиональных задач. Обучение для жизни стало ведущей идеей современных подходов к образованию. Такое понимание приоритетных задач обучения нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Вместе с тем обучение в формате формирования функциональной грамотности требует от учителя существенных изменений в организации урока, предполагает особую систему разноуровневых заданий для обучающихся.
Стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в решении поставленных учебных задач, включение элементов проектной и частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия. Это вызывает определенные сложности в подготовке, проведении и оценивании результатов урока у педагогов.
Педагогам был представлен комплект разработанных учебно-методических кейсов, который направлен на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока.
1) Кейс по естественно-научной грамотности;
2) Кейс по математической грамотности;
3) Кейс по читательской грамотности.
Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату. Задания в кейсах формулируются с учетом материалов национального исследования сформированности функциональной грамотности. Содержат вопросы на выявление соответствия, работу с множественными и единичными текстами, задания на выявление ключевой информации, заключенной в картах, диаграммах, схемах, таблицах.
Педагогический совет по теме "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся"
07 ноября 2023, 11:38
7 ноября 2023 года в школе прошел педагогический совет по теме "Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся".
Традиционно открыла педсовет директор школы А.Р. Ильина и подвела итоги работы по решению предыдущего педсовета.
Зам. директора по УВР О.Н. Истомина подробно рассказала о функциональной грамотности. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач. Таким образом, в условиях развития общества традиционная элементарная грамотность становится недостаточной для современного человека. Обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Вместе с тем обучение в формате формирования функциональной грамотности требует от учителя существенных изменений в организации урока, предполагает особую систему разноуровневых заданий для обучающихся.
Стимулирование самостоятельности и активности обучающихся в решении поставленных учебных задач, включение элементов проектной и частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия. Это вызывает определенные сложности в подготовке, проведении и оценивании результатов урока у педагогов.
Затем началась практическая часть педсовета. Педагогам школы был представлен комплект разработанных учебно-методических кейсов, который направлен на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока.
1) Кейс по естественно-научной грамотности (Истомина О.Н.);
2) Кейс по математической грамотности (Шадрина А.А.);
3) Кейс по читательской грамотности (Лазарева Е.В.).
На этапе рефлексии каждый желающий мог высказать свое мнение и практически все учителя согласились с тем, что 2 часа, проведенные на педсовете, пролетели